Изборск

…Об этом старинном русском местечке так много сказано, что, наверное, нет смысла повторять какие-то общие места и чужие, нередко многократно опосредствованные впечатления. Тем более что все это можно найти в достаточном количестве как в Интернете, так и в многочисленных печатных изданиях. Мы же, со своей стороны, хотим поделиться, опытом путешествий не столько по хоженым – перехоженным местным туристическим тропкам (Изборская крепость-заповедник, Мальская долина и т.д.), - местам впрочем, замечательным, и, без всякого сомнения, достойных всяческого внимания и ознакомления, но, преимущественно, по местности, которая окружает Изборск, и где, есть, как нам кажется, также, множество, объектов, небезынтересных для любителей фотопленэра.

…Изборский ландшафтный регион, и впрямь, несколько отличается от средне - статистического Псковского равнинного ландшафта. Своей изрядной холмистостью, он более других мест на Псковщине напоминает нам о близости южного Скандинавия.

Есть мнение, что в Изборске даже свой, особый микроклимат. Неизвестно, насколько это оправдано со строго научной точки зрения, но, когда, даже в не очень урожайные годы, наблюдаешь Изборские сады, усыпанными яблоками и сливами, начинаешь относится, к подобному энтузиазму более серьезно…

О вкусе знаменитой Изборской воды, даже местные скептики, говорят с неизменным пиететом…

Есть, есть, что-то чарующее в этом месте…

А если упомянуть, тот очевидный факт, что по сравнению со Скандинавией, здешнее солнышко на порядок активнее, то не стоит удивляться тому, что, некогда, брутальный варяг Трувор, выбрал местный край в качестве своей резиденции. А много позднее другой, уже не столь брутальный, но не менее смышленый, варяг Николай Рерих, избрал Изборские ландшафты предметом своего вдохновения, задолго до своих любимых Гималаев.


…Для удобства изъяснения, мы (к счастью, условно) разделим Изборский регион на четыре части, тем более что на то, есть определенные топографические основания: Изборский край, как бы находится, в центре перекрестья Мальской долины и трассы Рига – Псков, превратившейся, также за неподдающуюся определению давностью возникновения, и важностью для всего региона, в достаточно значимый географический и исторический объект. Соответственно, это будет Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный и Юго-Восточный районы.

Каждая часть этого условного четырехугольника, имеет свои ландшафтные и историко-краеведческие особенности, и мы будем, по мере своих сил, и хоть какого-то литературного осмысления выкладывать на сайте свой опыт знакомства с этим местом, последовательно и не торопясь, осознавая серьезность и даже безмерность, стоящей перед нами задачи. Не упуская при этом случая, поговорить, о проблемах фотопейзажа, что называется, «в целом»….


Начнем, пожалуй, с северо-западной четвертинки, как местности, наиболее знакомой автору.

…По-видимому, эта часть Изборска, была пахотным угодьем с незапамятных времен.

До сих пор, несмотря на известную, в результате современного «лихолетья», запущенность, там видны, следы многочисленных старинных дубовых насаждений, возможно, некогда выполнявших роль межевых столбов. Некоторые зеленые великаны имеют многовековой возраст и стать. Это придает этому району, какую-то особую торжественность. Нельзя исключить, что на этой, последней перед Изборском, равнине некогда, проходили многочисленные стычки изборцев с «лихими» ратными людьми с «западной стороны». Косвенно, эту мысль подтверждают, встречающиеся здесь, (в основном, на возвышенностях), жальники, обычно, заросшие кустарником, буреломом деревьев и камнями от следов земледелия более позднего времени. Обиталище лис и сов…

Далее, по мере удаления от Изборска, мы попадаем в чистый и необыкновенно красивый хвойный лес. Редкие, почти нехоженые лесные тропки-дорожки…

И только постепенно, по мере продвижения в чащу, мы замечаем признаки былого, более основательного человеческого присутствия.

…Округа полна заброшенными и почти уже почти полностью поглощенными лесом усадьбами-хуторами. Следами какой-то, странной и непонятной, для современного сознания, эпохи, когда можно было сравнительно безопасно жить в лесу, «на – выселках». Поражает как их обособленность друг от друга, так и основательность и величина иных тогдашних построек, выдающихся даже на фоне современного коттеджного «феодализма»…

Судя по неизменной «маркировке» с помощью особых, «закладных», камешков в кладке, этот «культурный слой» принадлежит, в основном, довоенной эпохе. Много упоминаний 1936 -1940 годов. По – видимому, это время, какого-то оживления «хуторного» лесного строительства. Много надписей на «латинице»: современные потомки чуди находят веские аргументы считать этот край своим. Впрочем и местные русские старожилы вспоминают об эстонских временах без трагизма. Жили неконфликтно. Ходили в русские школы. Нынешние времена принесли гораздо больше разногласий и напряжения между народами.  

…Заросшие стройными соснами, песчанистые пригорки. Черничный, брусничный, костяничный подлесок - верный признак, сухого, здорового леса. Однако встречаются и низменные, топкие и малопроходимые места. Так разнообразен Изборский ландшафт…

Иногда, освещенные, с трудом протиснувшимися сквозь густые кроны дерев, солнечными лучами, такие низинки, поражают обилием красок и какой-то, странной, почти искусственной «ухоженностью» своего сочного разнотравья. Нередки здесь встречи с лесными аристократами: косулями и сохатыми. Впрочем, запечатлеть их – большая удача, так они пугливы…

…Как хотелось бы каждому фотографу, выбравшемуся на «лесной пленэр», кроме фотовпечатлений, передать запах смолистой хвои, липовых соцветий, ароматной лесной малины. Величавое покачивание сосен - великанов. Странные, всегда неожиданные для лесного путника, поскрипывание веток. Трепетание дубовых и грабовых листьев. Щебетанье лесных птах. Прикосновение одуревшего от бесконечных лесных забав полуденного ветерка. …

Все это, как правило, остается за кадром и томит фотографа своей, извечной недосказанностью…

…Как известно, лесной фотопейзаж не самый легкий жанр для фотографа. Только опыт и твердое знание возможностей своей аппаратуры, в состоянии помочь фотографу рискнувшему обогатить свою коллекцию достойными фотопейзажами лесного царства.

…Как достовернее передать свои ощущения от игры солнечных цветастых пятен на лесной траве? От глубокой, но такой насыщенной мерцающей теплыми, «зелеными» и холодными, небесными рефлексами, лесной тени? От почти витражной прозрачности листьев папоротника, пронизанных солнечными лучами? «Ликующих» пятен оранжевой сосновой коры?

…В этом контрастном, пестром мире все движется, все переменчиво. Множественность растительных «планов» вводит фотографа в заблуждение. Хочется «снять» все и вся, ведь даже незначительный поворот головы, открывает все новые и новые ракурсы, один привлекательнее другого… Обилие возможностей, необходимость выбора – всегда гнетом висит над фотографом. Лесная Природа особенно многообразна и трудноуловима… Важно не растеряться, не «осуетится». Полезно помнить, что, фотограф, не только «Сам себе – режиссер», но и «Сам себе – оператор», т.е. человек с инженерной, практической хваткой. Трезво оценивающий свои технические и физиологические возможности.

…Везде побывать невозможно. На каждое дерево не забраться. Вокруг каждого пригорка не обежать.. Но упрямым и настойчивым Господь всегда дарует неожиданные подарки.

…Возможно, сегодня Он подарит нам лирическую зарисовку искрящейся росинки на паутине, а завтра откроет некие вселенские тайны извечного антагонизма света и тьмы в грозовом небе. При желании во всем можно найти сакральный смысл...

Какое из Откровений для нас важнее? Кто знает… Важно не количество, но глубина раскрытия образа.

Лес приучает к внутренней дисциплине, к умению прислушиваться к своим внутренним ощущениям. (Посему автор, принципиальный противник коллективных лесных фотосессий. Много ли увидит т.н. «турист», изнуренный поклажей и, в основном, «нацеленный» на предстоящий фуршет на очередном привале, к тому же занятый надрывными упражнениями в остроумии и витиеватыми повествованиями о былых подвигах?) Эстетическое переживание есть разновидность молитвенного переживания. И вопреки расхожему мнению, это требует отнюдь не "расслаблености", но значительной собранности и дисциплины. А также трепетного, искреннего и благодарного отношения к Природе, как Богосотворенной и Богопопечительной Среде нашего здешнего, "тварного" обитания... "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, помолись Отцу твоему..."Матф.6:7

…Помня  истину, о том, что, как « наш ум может быть занят одновременно только одной мыслью», так и наше сердце, может быть поглощено одновременно только одной эмоцией. В момент фотосессий эту эмоцию, это настроение, важно ментально максимально конкретизировать, вычленив из всего шквала визуальных и иных впечатлений. Полезно даже, попытаться мысленно, (или вслух – вы не забыли что одни в лесу?) облечь это «настроение», в некую словесную форму.

« Опоэтизировать ». Это поможет сохранить ее в памяти, что важно при дальнейшей, программной обработке снимков в домашних условиях, и возможного их живописного воплощения.

…Фотограф в лесу, как нигде в другом месте, должен смелее работать «ручным зумом», решительно акцентируя внимание на нужных объектах и световых состояниях. Нужно забыть про технические «костыли», типа кнопок «вкл/авто», столь милые сердцу современного фотообывателя.

Иначе после целого дня вдохновенных поисков и изнурительных странствий мы можем «обогатиться» лишь коллекцией вялых, маловыразительных фиксаций оптико-механической начинкой наших фотоаппаратов лесоповала из сучьев, травяной массы, стволов, случайных обрывков неба и т.д. Где можно найти что угодно, кроме наших пленэрных «возвышенных» переживаний…

«Garbage in – garbage out».

…Главный ваятель фотопейзажа, несомненно - Его Величество Свет. Это он мощно, «наотмашь», но безошибочно, «а-ля прима», лепит из разрозненных и разнохарактерных природных объектов разнообразные и удивительно гармоничные Природные Композиции. Также Свет можно сравнить с виртуозным дирижером, властным взмахом палочки, управляющим «вселенским» ансамблем форм и масс…. Именно следуя «воле» этого «дирижера-скульптора», пейзаж приобретает разнообразный характер, «настроение»… То бравурное - мажорное, то лирическое. Или скажем – эпическое, меланхолическое, и т.д. и т.п.… Пейзажных настроений столько, сколько мы можем осознать их. Проникнуться ими. « Принять» их... «Каждая погода – благодать!...».

Хороши утренние часы, когда природа словно пропитана тончайшим розовым цветом, цветом юности и духовного возрождения. Умиротворения и духовного созерцания. Иногда, подобное настроение, встречается и днем, как правило, в часы, когда, светило слегка закрыто прозрачной дымкой или воздушной вуалью, но тем не менее «собирает пейзаж», каким-то особенным, умиротворенным сиянием… Особенно красивым подобный солнечный эффект может быть зимой, отраженный от снежного покрова и блестящих от мороза стволов и веток деревьев и кустарников…

…Вообще, не возможно, получить такой порции благодатного ультрафиолета, так «подружиться» с солнцем, кроме как именно в зимние, ясные и солнечные дни.

Один, даже непродолжительный, поход, по сверкающей, снежной равнине реки, озера или лесным полянам, (безусловно, вооруженными до зубов, последними достижениями китайского фотопрома) надолго зарядит нас энергией и подымет на новый уровень наши взаимоотношения с Природной средой.

Нам, жителям Севера - Запада, природа, дает в этом отношении некоторую «фору», недоступную, например, жителям более "жарких" широт. Какое количество жизненного опыта нужно заплатить, что - бы, в конце концов, научится ценить подобные преимущества?


                                                                                                        …Юрий Валяев






HOME  PAINTING  GRAPHICA  PHOTOS  Articals & Storis ГЛАВНАЯ  ЖИВОПИСЬ  ГРАФИКА  ФОТО  Очерки и Рассказы Skobarus@ya.ru Storis of Pskov ЮРИЙ ВАЛЯЕВ YURII VALIAEV