О   Живописи

Если бы меня спросили:

Живопись?! Зачем?

Я бы ответил: ради приключений!

Похоже, что в одном ряду с прочей мотивацией, к занятию живописью нас толкает, непреодолимая человеческая страсть ко всякого рода приключениям и авантюрам. Та, что манит яхтсмена в рискованное одиночное плавание. Или альпиниста в горы. Или диггера в подземелье.

Живопись ведет нас в некий особый "живописный мир", уникальный и сугубо личный, для каждого путешественника, который осмелится проникнуть на его заповедную землю. Мир полный захватывающих приключений, неожиданных концовок, загадочных коллизий, драматических финалов и судеб.

Порой живописец чувствует себя демиургом, "сеющим звездные миры", порой ему должно "смирившись до образа раба" терпеливо вникать в таинство "сотрудничества с материалом и образом".

Живописец развивает в себе "универсальное живописное видение". Он должен чувствовать себя живописцем всегда и везде. Даже, казалось бы, в самых неподобающих для этого местах и ситуациях. В трамвае и за обеденным столом, на пляже и на прогулке… Старые мастера рекомендуют "рисовать" пальцем по ладони, или даже языком по нёбу, если к тому вынуждают обстоятельства…. Полезно постоянно сравнивать объекты по цвету и освещенности. Учится видеть обобщенными "массами". Замечать, как при изменении общей освещенности мгновенно меняется цветовой тон объектов, представлять себе как выглядит конкретный пейзаж в различное время суток и различных погодных условиях, и так далее…

Разве это не разновидность аскезы, не позволяющая душе нашей лениться?

Даже небольшие упражнения в этом, дисциплинируют нас как личностей и приносят ощутимую пользу как художникам, хотя и требуют некоторых усилий.

(Например, весьма непросто определить разницу в степени освещенности двух сравниваемых объектов, если они очень контрастны по цвету (теплый-холодный). А ведь это жизненно необходимо в процессе нашей живописной транскрипции образа).

Нужен значительный опыт живописного видения…

Важно научиться получать удовольствие от самого процесса живописи.

Тогда он сам станет дополнительным источником мотивации и силы для художника. Работать с наслаждением - это необходимость для любого художника. Каждый мазок, каждый штрих должен приносить ему удовлетворение и радость.

( Правы те импрессионисты, которые считали, что живописная работа, может быть "законченной" на любой стадии работы над ней. Это возможно, только при совершенном и "целостном" видении художника, когда работа над картиной, по сути, проходит не от "деталей к целому", "несовершенного к совершенному", а от одного стиля или изобразительного жанра к другому, каждый из которых по-своему совершенен. Только при таком подходе, только при такой живописной технологии, художник может "переживать позитив" на протяжении всей работы над картиной…)

Это путь Совершенства Мастера.… Это путь его эволюции как Личности.

Так он сможет эффективней передать свой позитивный творческий импульс зрителю.

Говорят, угрюмого по жизни Микеланджело, часто выдели улыбающегося именно во время работы, когда он прилагал титанические усилия по обработке мрамора…

Кто-то сказал, что произведение искусства складывается из а) виртуозности мастера; б) "поцелуя Божества". "Поцелуй" понятно, дело интимное, тонкое… Вдохновение - штучка капризная. Как любая кокетка, она часто отмахивается от слишком прямолинейного ухаживания. И напротив, проявляет заинтересованность, когда на нее совсем не обращаешь внимание. Вдохновения ждать не надо. Оно придет во время работы, и само присядет на краешек твоего мольберта, когда это будет нужно, и ты этого заслужишь.

А вот виртуозность, целиком и полностью зависит от наших усилий. Путь к "легкости пера" крайне тяжел и многотруден. Однако пройти его необходимо. Что бы, в конце концов, научиться достигать цели, не зарываясь "в технические мелочи", и не растрачивая своего порыва на бессмысленную, "тупую", борьбу с материалом.

Говорят, мудрецы востока удивляются, чрезмерным усилиям западных альпинистов, на пути к "зияющим горным вершинам". (Сами они, по их словам, проделывают подобные путешествия в "духовном теле" без особого труда). Надо полагать лукавят, длиннобородые…

Им ли не понять, что человеку важно не только "что сделать", но и "как сделать", т.е. сам процесс… Не пускался же Пржевальский в дальний путь, просто ради отметок на географической карте. Или Леонардо да Винчи, не трудился же над портретом Джоконды, ради пополнения худфонда Лувра.

Виват нравственному гению Сезанна, который, похоже, один из немногих, творил, только ради того, чтобы творить…

Рано или поздно художник начинает испытывать почти плотское наслаждение от виражей кисти по упругому холсту, запаха краски, "штукатурных" мазков мастихина, радость от самого процесса решения порой весьма непростых живописных задач. Ведь эти "пазлы" и "квесты" всегда уникальны, совершенны и естественны, как уникален, совершенен и естественен Тот, Кто приготовил их для нас…

Нужно научиться, не разочаровываться в себе.

Пусть, нашими единственными союзниками будут Терпение, Настойчивость и Хладнокровие!!!

Часто ошибка начинающего художника в его непоследовательности. Он берется за сложные задачи, не соизмерив своих сил. В результате много неудач, затраченных напрасно усилий и времени. Мастерские художников начинают напоминать сараи, набитые старым, никому не нужным хламом. Много разочарований и как следствие, судорожные попытки "догнать птицу счастья", ведущие, как правило, к еще большим неудачам…

Но в идеале работы "художника в развитии" всегда должны быть "на уровне". Просто они должны последовательно эволюционировать от простых задач к сложным. Достаточно посмотреть на ранние рисунки признанных мастеров, чтобы понять это.

Художник должен опираться на свой опыт, а не на тщеславие.

Здесь помогает школа, "мастерская", которой никогда не стоит пренебрегать…

На самом деле, на свете есть лишь один настоящий талант - талант учится.

Если его нет - все бесполезно. Гибкие пальцы, "вострый взгляд", другие атрибуты творческой натуры, бесполезны.

Пусть не смущают нас судьбы известных "самородков" вроде Ива Танги. Они тоже умели учиться и учились, только по какой-то своей, самобытной программе, не под сводами гулких мраморных залов Академий. Здесь нет исключений. Все Великие Учителя сначала были Великими Учениками…

Замечательным примером является Псковская древняя иконописная школа, когда, казалось, в рамках, готовых шаблонов и закононезированных столетиями приемов, достигалась такая степень живописного мастерства, такое совершенство цветовой и композиционной гармонии, такая глубина передаваемых образов, которая не только не подавляла художественную самобытность самих творцов-иконописцев, но напротив, доводила ее до такой величины, при котором, многие современные образцы "самовыраженческого" творчества, представляются скучной нелепицей и малоталантным чудачеством.

Живопись - занятие для тех, чье сердце открыто для чужого мнения. Кто достаточно хладнокровен, чтобы признавать полезность разных точек зрения. Кто прагматично аккумулирует истину, кому бы она ни принадлежала, и последовательно стремится к цели, мужественно перешагивая через свое тщеславие и самолюбие.

Приятно, даже пребывая в безызвестности, ощущать себя гением. Но адекватно оценить себя мы можем только "на людском вернисаже".

Работы, хранящиеся дома и выставленные на всеобщее обозрение, рядом с картинами других авторов, могут производить совершенно разное впечатление…

Хвала Интернету, который, кажется, до какой-то степени сулит решить эту проблему...

Очень важно для художника, правильно оценивать работы коллег по цеху. Уметь радоваться чужому успеху, наслаждаться творчеством "товарищей по кисти и перу"… Да и как иначе? Ведь живопись - это сублимированная эстетика Природы. Человек способный к наслаждению Природой, безусловно, способен к восприятию ее, сублимированного и адаптированного для человеческого восприятия эстетического эквивалента, при наличии даже незначительного знакомства с живописной сигматикой.

Тому доказательство, замечательное восприятие детьми языка мультипликации.

Однако, на практике эта простая формула, в художественной среде, часто работает с большими оговорками. Мешает личностный фактор. Хотя эта проблема не так однозначна, как кажется на первый взгляд. ( Мы не разделяем и эстетическую "всеядность", которая на наш взгляд, часто, является признаком элементарного равнодушия и некомпетентности ).

Но, тем не менее, мы считаем, что художник должен уметь, при сохранении своего собственного "индивидуального почерка" и вкуса, находить положительные моменты в произведениях самых разных авторов и жанров. Легко, имея в распоряжении некий эстетический "шаблон" или "лекалу", примерять ее во всех случаях жизни, освобождая себя от необходимости применять усилия для разгадки очередного художественного ребуса. Однако в этом случае, мы безусловно обедняем наш художественный мир.

Для автора, большой удачей в этом плане было общение и работа с замечательным Псковским художником и преподавателем, Наумовым Юрием Николаевичем, недавно ушедшего от нас… Безусловно, сам талантливый художник, ярко выраженный "лирический" пейзажист, он никогда не высказывался негативно по отношению к работам других авторов, считая, что раз "они появились на свет", в них безусловно, есть нечто, чему можно порадоваться и поучиться. Умело выявлял такие признаки и деликатно и искренне подчеркивал их. Яркий пример гармонично развитой личности, замечательного художника и преподавателя "от Бога"…

...Живописец дышит полной грудью только в своем "живописном мире". Живопись - это его "город спасения", его жизненная философия, то, что внутренне оправдывает его существование. Это его крепость, здесь он чувствует себя комфортно, и здесь он может обозревать простилающуюся окрест "терро инкогнито", неизведанную землю, где его ждут долгожданные открытия и приключения.

Живопись это занятие из разряда благодарных. Затраченные для этого усилия, никогда не бывают напрасными. Они неожиданно возвращаются к человеку новой силой, новыми импульсами, новой устремленностью. Правильно мотивированный творческий процесс неизменно благотворно действует на нашу душу.

Древние говорили, что душа принимает форму предмета, о котором размышляет. Созерцание и размышление над Гармонией Природы, присущее всякому художественному мышлению, не может, не отразится на душе. Это гармонизирует ее саму. Наверно, в этом секрет психотерапии изобразительного искусства. Любое искусство всегда психологично и напоминает открытие своей собственной душевной Ойкумены.

"Добротная" живопись априори духовна, вне зависимости от сюжета и жанра. Это косвенно подтверждает феномен повышения стоимости произведений искусств со временем. (Когда отсеивается сиюминутное и наносное, конъюнктурное, стихает хаос личностных эмоции и человеческий общинный разум во многих случаях, вырабатывает со временем более адекватную оценку тому или иному художественному явлению. По крайней мере, этот механизм работает, если взять достаточно значительный временной промежуток. Мы практически безоговорочно признаем художественную ценность "доисторических" наскальных рисунков, хотя с точки зрения современной техники живописи, они часто примитивны... ) Живопись - духовна, по крайней мере, настолько, насколько в ней присутствует гармоничная составляющая, ибо источник любой Гармонии - Бог.

Хотя человеческий посыл произведения может быть различен, и носить даже негативный характер…

Тем не менее, даже в этом, случае, крайне опасном и нежелательном, подобные "творцы", вынуждены считаться с законами Гармонии и Красоты, используя их в своих целях. (Таким образом, косвенно, возможно, помимо своей воли, прославляя Творца...)

Без Бога мы не можем сотворить ничего. Ведь только наш Господь и Создатель может быть истинным Творцом, даже Его могущественный противник - сатана, вынужден только искажать и ломать уже Им сотворенное, приноравливая к своим целям.

Потому что Бог не есть [Бог] неустройства (т.е. - хаоса), но мира. (т.е. - Гармонии., пр.автора) 1Кор.14:33  …Господи! Все содеял Ты премудро. Земля полна произведений Твоих! Говорится в Псалме 103:24

Бог совершеннее (превыше) всякой формы и образа. В казалось бы небрежном силуэте цветка, сделанного одним росчерком пера, может быть присутствия Истины и Бога более, чем в увесистом научном или даже богословском фолианте, где на каждой странице громкие слова и имена. В этом ценность языка Искусства.

Над настоящим живописным проектом реет Флаг Истинного Приключения. Здесь всегда найдется место Открытиям. Непредусмотренным никакой теорией и практикой. Никогда не знаешь, какой горизонт откроется тебе, когда подымишься на новую вершину.… Сколько бы ни делал предварительных эскизов, как бы ясно не представлял себе замысел или идею ментально, конечный результат всегда будет откровениям в первую очередь для самого автора.

…Живопись неотделима от приключения. Это скажет любой художник.Часто, и это особенно касается пейзажной живописи, картина это прямое напоминание о каком-то реально пережитом приключении. Редкий пленэр обходится без каких-то новых встреч, новых переживаний, новых осмыслений. И это бесконечно притягательно...

…Говорят, что художник питается восхищением. Умением самому восхищаться и возможностью передать это восхищение другим. Конечно отчасти это так. Только по неопытности можно попытаться воплотить на холсте нечто более значительное, чем то, что ты видишь в натуре. Без замирания сердца перед увиденным, как бы долго и старательно не возится над холстом, результатом может быть только неудовлетворение и разочарование.

Да, художники пишут восхищением. Они в первую очередь - ВОСХИТИТЕЛИ (т.е. Восхищенные Зрители), и только во вторую - знатоки живописной техники. Техника у них только - в старательных подмастерьях. Все это верно. И конечно, верно и то, что именно восхищение величайшим из ведомых нам творческих процессов - Боготворчеством, делает человека художником. Даже если он и не осознает этого. Как ребенок, восхищаясь и подражая каким-то качествам родителя, мало по малу уподобляется в чем-то ему. Так и человек преклоняясь перед творческой мощью Творца, получает в дар стимул созидать свои собственные уникальные художественные миры.

И напротив, только через наше собственное творчество мы можем, в рамках наших человеческих возможностей, понять и оценить творческую силу нашего Творца. Уже как Его соработники и ученики...

Ведь Он, как любой творец и художник, тоже нуждается в зрителях, и более того - в искушенных зрителях…

Наверное, это так.

Но ведь Бог и одновременно - Первый Искатель Приключений, Первооткрыватель Неведомого,

Величайший Путешественник в необозримые дали… Ведь Он - Первотворец, и Первооткрыватель всего, что мы знаем и о чем еще даже и не догадываемся. И Его волей к Открытиям Миров пронизано все мироздание. Оно живо и в нас. Независимо от форм проявления. Ведь и монах-отшельник, при всей внешней скудости его жизни - есть величайший искатель приключений, экстримал высочайшего уровня. Только в области Духа, самой таинственной и безграничной…

Живопись это тоже своего рода "экстрим". А в любом "экстриме" есть элемент риска. Потенциал неудачи. Он уже заложен в процесс изначально. Особенно если мы любим двигаться в неизвестном направлении. Этого не нужно бояться. Нам было велено: "Дерзать и искать"… Нужно лишь по возможности минимизировать потери наших сил и времени.

А для этого полезнее всего, исследуя свои душевные порывы, отсекать из них все "самостное", будь то тщеславие или другая корысть. Это сохранит много душевных сил, избавит от многих ненужных переживаний и позволит Творцу проявиться в вас совершеннее и полнее.… Не надо забывать, что творчество есть разновидность аскезы. А в любой аскезе свои собственные внутренние цели и ценности. И чем преданнее ты держишься их, тем скорее и вернее они воздадут тебе.

"Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится к вам…"

Так учит нас Слово Божие, и мы можем лишь подтвердить: Аминь.

                                                                                                        Юрий Валяев


HOME  PAINTING  GRAPHICA  PHOTOS  Articals & Storis ГЛАВНАЯ  ЖИВОПИСЬ  ГРАФИКА  ФОТО  Очерки и Рассказы Skobarus@ya.ru Storis of Pskov ЮРИЙ ВАЛЯЕВ YURII VALIAEV