О фотопейзаже

Лучший инструмент фотографа – ноги» как-то заметил один знакомый фотограф.

Из подобных высказываний, можно например, вспомнить, что «лучшая фотоаппаратура, это - та, которая не мешает жить».

Отсюда, видимо, неутолимая страсть фотографов - пейзажистов, ко всякого рода хитрым противоударным кейсикам и портупеям полувоенного образца. Надо признаться, что технический прогресс все-таки, идет навстречу подобным капризам, и жизнь фотографов, овладевших современной цифровой техникой становится заметно комфортнее и мобильнее.

Как итог, следовать другому не менее известному правилу фотографа, «быть в нужном месте в нужный момент», стало несколько легче. … Согласитесь…

Что ни говорить, технологическая оснащенность, безусловно, важна в процессе охоты за удачными фотоснимками.

Но думать, что фотограф - это всего лишь некая квази разумная, условно мобильная приставка для доставки фотоаппарата «в нужное место, и в нужный момент», все-таки перебор… Ведь решать, куда и в какое время отправиться должны все же мы сами…

Лови момент, как говорится…

И здесь можно поделиться несколькими общими, ни к чему не обязывающими советами.

Первое, что нужно помнить, что, счастливые моменты фотографа - пейзажиста, чаще наблюдаются в утреннее и отчасти, вечернее, время.

(Некогда автор сделал для себя открытие, оказавшим значительное влияние на весь его дальнейший распорядок дня. До какой-то - степени оно разрушает традиционное мнение о Пскове как о некем дождливом, облачном регионе. Заключается оно в том, что в Пскове (по убеждению автора), солнечных утр примерно в два раза больше чем солнечных дней, и если вставать рано, очень рано, то в период примерно с апреля по октябрь, можно, почти наверняка, увидеть солнце. Это потом, часам к семи-восьми, как по расписанию с озера набегают тучи и днем может быть по - разному. В затяжные дождливые периоды именно утро, предоставляет Пскову непродолжительные сеансы солнцетерапии.…

Вообще погода в Пскове, как у многих прибрежных городов, подверженных влиянию близкорасположенных больших водных масс, достаточна ритмична, и если хоть чуточку осмыслить эти ритмы, то можно извлечь вполне определенную выгоду, с точки зрения планирования времени для ландшафтных фотосессий…)

…Утром освещение поконтрастнее.

…И небо поинтереснее (как правило, но не обязательно). Общий колорит поопределенней и посвежее, деревья и всё прочее, умыто росой, всякие необычные природные явления, вроде тумана, встречаются чаще. Словом, во всех смыслах удовольствие. Хотя ветер, часто оживляющий пейзажи с большими растительными массивами, по утрам бывает довольно вял.

Ветер, же вообще, (и наш родной, псковский, резвый) соавтор многих пейзажных фотоснимков. Фотопейзажистам, привыкшим отсиживаться в ветреные дни на диванах и перед компьютерами, выражаем глубокое соболезнование.

Попутного ветра, вам уважаемые фотографы.

При дневном, высоком солнце хорошие снимки можно получить при кучевой облачности и свежем ветре. На больших просторах пятнистая освещенность, приятно разнообразит пейзаж. Безоблачное небо часто бывает скучным.

Кстати: как общие массы, так и отдельные деревья, лучше снимать, (в общем случае), на уровне основной лиственной массы деревьев, т.е. с уровня, явно превышающий обычный человеческий рост. Закономерность автором зафиксирована, хотя и не осмыслена в полной мере… (Да и какой в этом смысл, если почти во всех случаях это правило трудно выполнимо).

Лесные пейзажные виды, при плотном характере лиственного покрова, лучше изначально искать только на дорогах, просеках, широких тропах, а также вблизи ручьев, речек и других водных объектов. Человеческие пути-дорожки, как правило, пролегают по самым живописным и интересным местам. Как результат, нет нужды значительно углубляться в лесную чащу, тратя на это силы и время. (Если конечно не преследовать другие цели..). Да и сами дороги, как правило, интереснейшая деталь композиции фотопейзажа.

Исключение – любые возвышенности, которые необходимо обследовать в обязательном порядке, на предмет обнаружения интересных пейзажных ракурсов.

Не стоит пренебрегать, возможностями радикального «зуммирования», предоставляемой современной, даже относительно малобюджетной аппаратурой. С точки зрения современного фотопейзажиста, иметь 8-12 кратный зумм, это уже совершенная необходимость. Часто «зуммированные», приближенные объективом виды, раскрывают свою живописную сущность, в том числе: наличие «воздуха», разбиения на планы, “гармонизированный” колорит, в гораздо большей степени, чем при стандартном увеличении. Смоделировать этот эффект программной обработкой, без потери качества, даже при наличии качественной оптики и матрицы получается не всегда. Кроме прочего, свободное порхание к горизонту с помощью оптики, имеет и психологический аспект. Это помогает развивать в нас т.н. “живописное видение”. Примерно с той же целью, и не без успеха, в былые времена, пользовались различными ограничивающими рамками и зеркалами.

Классическое правило деления снимка на три плана – ближний, средний и дальний, на взгляд автора, в основном пригодно, для анализа и осмысления уже сделанных снимков. Но в полевых условиях, формальное следование ему, (как и многим другим умозрительным закономерностям) часто лишь сковывает слишком скрупулезного охотника за фотопейзажами.

Тем не менее, полезно помнить, что, при ландшафтных съемках, передний план, не должен отвлекать на себя значительного внимания, и часто бывает, хорош, будучи именно затемненным. (Еще один аргумент в пользу облачной и переменчивой погоды).

Как правило, бывает достаточно обозначить передний план будь - то кустиком, или веткой или живописным валуном, или еще чем - то подобным.

Часто для этого нужна точка зрения ниже обычного…

Пригибайтесь чаще, господа фотографы. Высокомерие – тормоз любого таланта!

…И во всех случаях, полезнее элементарно почаще вертеть головой, чем мучительно вспоминать теорию фотокомпозиции.

Фотограф - остерегайся шейного остеохондроза!!!

Вообще интуиция играет на фотосессиях исключительную роль.

Что впрочем - не мудрено. Процесс все-таки творческий. Фотограф, подобно прочим художникам, должен уметь сам в первую очередь радоваться, интуитивно чувствуя притяжение золотоносных в художественном смысле, мест и моментов…

Следуй велениям сердца…

…Хороши снимки против солнца утром, и «по солнцу» вечером.

При грозовом темном небе вечерние снимки «по солнцу» особенно эффектны и выгодно оттеняют, например

Псковские средневековые постройки…

                                                                                                   Юрий Валяев



HOME  PAINTING  GRAPHICA  PHOTOS  Articals & Storis ГЛАВНАЯ  ЖИВОПИСЬ  ГРАФИКА  ФОТО  Очерки и Рассказы Skobarus@ya.ru Storis of Pskov ЮРИЙ ВАЛЯЕВ YURII VALIAEV